Ахтаова Рузана Биболетовна
Воспитатель младшей группы № 2 «Бабочки»
Приняла участие в педагогический чтениях 2022 «Образование в условиях глобальных социальных перемен. Взгляды и решения»:
Система работы по развитию мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Ранний возраст — это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течении всей жизни. Эти навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.
Работая с детьми третьего года жизни, я все чаще сталкиваюсь с проблемами малышей, как слабое развитие кисти, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи. У таких ребятишек наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Например, когда нужно садиться есть, одеваться на прогулку или мастерить что-то руками на занятии, ребенок, который привык, что за нее все делают взрослые, начинают капризничать, у него ухудшается настроение. Учителя также отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма из-за недостаточного развития мелкой моторики.
Как помочь ребенку преодолеть эти проблемы? Меня заинтересовал этот непростой вопрос.
Изучив научную и методическую литературу, сделала для себя вывод, что развитие кистей рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
О чудесных свойствах руки знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение люди передают забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки». «Сорока-белобока» и другие.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные навыки успешно использовала в своей работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтесори.
Значит, чтоб развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
Совокупность всех этих трудностей и причин натолкнула меня углубленную работу над повышением уровня сенсорного и речевого развития детей через совершенствование мелкой моторики, средствами игр и упражнений. И вот уже на протяжении нескольких лет я занимаюсь этой проблемой. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Понимая важность работы по развитию мелкой моторики, поставила перед собой следующие задачи:
— разработать план проведения пальчиковых игр и упражнений;
— сделать работу по совершенствованию мелкой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
— повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
— разнообразить дидактический материал и игры.
Очень важной работой по развитию «ручной умелости» являются пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, понятны и доступны детям, способствуют развитию речи, творческой деятельности, укреплению здоровья.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Составила картотеку, разработала примерный план проведения пальчиковых игр. Стараюсь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование занятий, по сезонности, и так, чтобы в играх содержалось больше разнообразных движений пальцами. Провожу пальчиковую гимнастику на занятиях, а также в разные режимные моменты.
Проведение работы по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки очень эффективно на прогулке. Это, конечно, игры с песком и снегом. Знакомлю малышей со свойствами песка и снега, вместе лепим, строим. К примеру, сделав фигурку ежа, ищем с малышами палочки, чтобы смастерить ему недостающие колючки, выкладываем различные фигуры и узоры. Ребятам очень нравится рисовать не только палочкой на песке, но и оставлять отпечатки ладошек на нем, изображая бабочку, петушка, цветок. Иногда просто водим ладошкой по песку, делая дорожку для машины, змею и другие следы. Разнообразно, весело и интересно! Как говорил К.Ушинский, «дитя устает не от сложности задания, а от скуки однообразия!», поэтому я стараюсь фантазировать вместе с ребятами, а у малышей нет границ воображению.
С помощью таких игр дети не только обучаются – у них развивается тактильно- кинетическая чувствительность, а также моторика рук. К тому же, песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Создавая различные коллективные композиции, малыши приобретают такие важные навыки, как умение действовать вместе, общаться, договариваться, дожидаясь своей очереди, радоваться общему результату.
Использование на занятиях аппликацией художественного слова, пальчиковых игр, ярких комментариев происходящего способствует обогащению и активизации речи детей – одной из труднорешаемых задач воспитания дошкольников в современном мире.
Значительное место в процессе сенсорного развития моторики рук занимают дидактические игры и тренажеры. Они незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также помогают разнообразить занятия, сделать их интересными и увлекательными.
Всем известно, что дети любят театрализованные представления. Театр перчаток приносит малышам большое удовольствие, ведь они могут не только рассказать стихотворение, но и изобразить действия или сюжет с помощью перчаточной куклы. Инсценируем с ребятами потешки, сказки, что развивает память и речь дошкольников.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
«Быть Знайкой далеко не просто, но как приятно узнавать!» — это мой девиз в педагогической работе, и я не останавливаюсь на достигнутом, а совершенствую и пополняю свои познания.
Литература
- Борисенко М.Г., Лукина М.А. «Наши пальчики играют», Санкт-Петербург, 2003г.
- Крупенчук О.А. «Пальчиковые игры», М., 2007 г.
Р.Б.Ахтаова,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №21 «Гармония» г.Майкоп
Class Activities
Date : 19 Дек 2014

